Преподаватели кафедры

Жердев Евгений Васильевич
профессор кафедры промышленного дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова

Родился 02.08.1940 г. в г. Дедовск, Московской области. Закончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности «Промышленное искусство». Присвоена квалификация «художник-конструктор».

В 1967-77 и в 1991-92 гг. работал в ОАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева» (г. Красногорск Московской области) в должности художника-конструктора 1 категории.

С 1977 по 1985 г.г. работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте медицинского приборостроения в должности заведующего сектором дизайна.

С 1985 по 1987 г.г. – в Научно-исследовательском институте часовой промышленности в должности старшего научного сотрудника  (г. Москва).

С 1987 по 1991г.г. работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте по спортивным и туристическим изделиям (ВИСТИ) в должности заведующего сектором дизайна (г. Москва).

С 1991 по 2002 г.г. работал в ОАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева» (г. Красногорск Московской области) в должности ведущего дизайнера.

С 2002 по 2010 г.г. работал во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) в должности Главного научного сотрудника, а затем Заведующего отделом дизайна среды.

С 2010 г. по настоящее время работаю на кафедре промышленного дизайна МГХПА им. С.Г.Строганова в должности профессора.

В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности формообразования многофункциональных промышленных изделий (на примере художественного конструирования  высокоскоростной фото-киносъемочной аппаратуры)» по специальности «Техническая эстетика и дизайн».

В 2002 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Метафора в дизайне: теория и практика».

В 2002 г. получил звание лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за создание и внедрение дизайн-концепции оптико-электронной и оптико-механической продукции ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева».

С 2002 г. –заместитель председателя Диссертационного совета по специальности «Техническая эстетика и дизайн» во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ), (с 2004 по 2010 г.г.- член диссертационного совета).

С 2010 г. по н.в. – член диссертационного совета Д-212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова.

С 2006 г.-профессор (звание).

Награжден медалями: «Ветеран труда», 1986; «В память 850-летия Москвы», 1997г.

 Автор монографий: «Художественное осмысление объекта дизайна» (Москва, 1993), «Художественная семантика дизайна. Метафорика» (Москва, 1996), «Метафорическая образность в дизайне» (Москва, 2004), «Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления» (Москва,2009, в соавторстве), «Формальная композиция» (Оренбург,2009, в соавторстве), «Метафора в дизайне» (Москва, 2010), а также около 40 статей по проблемам технической эстетики и более 50 проектов, на которые выдано 37 авторских свидетельств и патентов на промышленные образцы.

В книге «Иллюстрированная энциклопедия. 1300 биографий. Художники Московской области» (Москва, 2002) помещены портрет, творческая справка и иллюстрации моих работ.

С 1983 г. – член Союза художников РФ.

С 1989 г. – член Международной ассоциации «Союз дизайнеров».

В 1990 г. состоялась персональная художественная выставка, посвященная 50-летию со дня рождения.

Участник международных, всесоюзных, республиканских, зональных, областных, районных выставок по изобразительному искусству и дизайну (с 1967г.), в частности, по дизайну за последние 12 лет:

1.    Восьмая Всероссийская выставка-конкурс «Дизайн-2000» (Москва, 2000). Приз «Виктория» за фотоаппарат «Зенит-КМ»( в составе авторского коллектива).

2.    Международная выставка «Интердизайн-2001» (Москва, 2001). Гран-при «Большой хрустальный шар» за приборы ночного видения( в составе авторского коллектива).

3.    Девятая Всероссийская выставка-конкурс «Дизайн-2001» (Москва). Диплом за серию оптико-электронных приборов ( в составе авторского коллектива).

4.    Десятая Всероссийская выставка-конкурс «Дизайн-2002» (Москва). Диплом за серию ночных визиров( в составе авторского коллектива).

5.    Выставка на соискание звания лауреата Государственной премии в области литературы и искусства в номинации «Дизайн» (Москва, 2002) (в составе авторского коллектива).

6.    Первый Московский форум «Дизайн в промышленности» (Москва, 2002). Диплом за серию оптических приборов (в составе авторского коллектива).

7.    Одиннадцатая Всероссийская выставка-конкурс «Дизайн-2003. Лучшая работа года в области дизайна» (Москва, 2003). Панорамный фотоаппарат «Горизонт-203». Свидетельство участника.

8.    Международная специализированная выставка мебельного и интерьерного искусства «Артмебель 2004». Награжден дипломом за разработку мебельных и игровых элементов для детей инвалидов (в составе авторского коллектива).

9.    Мальтийский международный художественный биеналле-2005. Награжден специальным отличительным призом «Серебяный кубок» за концепцию дизайн-проектов оптико-механических и оптико-электронных приборов.

10.Седьмой Московский Международный Салон инноваций и инвестиций (2007г.). Награжден бронзовой медалью за дизайнерскую разработку «Многофункционального посадочного места для детей- инвалидов» (в составе авторского коллектива).

11.Восьмой Московский Международный Салон инноваций и инвестиций (2008г.).Награжден бронзовой медалью за дизайнерскую разработку «Торшера-столика для больничных палат» (в составе авторского коллектива).

12.Девятый Московский Международный Салон инноваций и инвестиций (2009г.).Награжден серебряной медалью за дизайнерскую разработку «Водной игровой площадки «Атлантиды» для детей совмещенного контингента» (в составе авторского коллектива).

 

СПИСОК ПЕЧАТНЫХ ТРУДОВ (с 2000 г.)

 

1. Формы и аспекты образных заимствований в промышленном дизайне / Архитектура. Строительство. Дизайн, № 03(25), 2001, с.70-73.

2. Метафорическая образность в дизайне. Монография. М., Изд-во «МСХА», 2004.-227 с.

3.Интериоризация универсалий художественного формообразования в объектах дизайна //Дизайн среды, вып. № 2. Сборник ВНИИТЭ. М., 2005, с. 5-24 (0,8 печат. листа, в соавторстве с Фрейверт Л.Б.).

4. Особенности взаимодействия композиции и метафорической образности в контексте семиотики дизайна // Вестник ГОУ ВПУ Оренбургский государственный университет, вып. №1, Оренбург, 2005, стр.73-83(0,4 печат. листа) .

5. Народные художественные промыслы как архетип формирования национальной линии в отечественном дизайне // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научн. трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова, М.,2005, с.15-24 (0,4 печат. листа).

6. Архетипы театральности пространства в дизайне // Искусство и искусствоведение:теория и опыт: к новому синкретизму. Сборник научн. трудов, КемГУКИ,  вып. №4, Кемерово, 2005, -с. 287-299 (0,5 печат. листов, в соавторстве с Фрейверт Л.Б.)

7. Многомерность как новый метод дизайн-моделирования одежды // Дизайн, эргономика, сервис, вып. №1.Сборник ВНИИТЭ, М.: 2006, -с. 99-112 (0,2 печат. листа,  в соавторстве с Агабабян К.А.).

8. Товарный знак как гармоничная графическая форма // Вестник ГОУ ВПУ Оренбургский государственный университет, вып. №11, Оренбург, 2006, стр.24-31(0,4 печат. листа в соавторстве с Мазуриной Т. А.) .

9. Художественно-композиционная целостность формы и содержания в дизайне мебели // Дизайн,  эргономика, сервис. Сборник ВНИИТЭ, вып. №1, М., 2006,- с. 60-80 (0,8 печат. листа, в соавторстве со Шлеюк С.Г. ).

10. Образно-семантический язык в дизайне // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. Научный журнал №1(22), 2007,-с80-85 (0,3 печат. листа).

11. Соотношение конвенциональности и эксплицированности товарных знаков // Вестник ГОУ ВПУ Оренбургский государственный университет, вып. №76, Оренбург, 2007, стр.9-22 (0,5 печат. листа, в соавторстве с Мазуриной Т.А.) .

12. Роль ВНИИТЭ в развитии российского промышленного дизайна./ Дизайн РЕВЮ. Информационный научно-практический дизайн № 1-3, Казань, 2007, - с. 8-12.

13. Дизайн-проектирование утилитарного объекта в постмодерне // Вопросы культурологи, № 12, 2008,-с.69-71 (0,2 печат. листа, в соавторстве с Цинман Ж.Г.)

14.Семиотические аспекты дизайна // Сборник тезисов «Национальные приоритеты развития России: образование, наука, инновации» 1Х Московского международного салона инноваций и инвестиций, 2009,- с. 311-315 (0,1 печат. лист).

15. Региональные особенности дизайна курортной среды   Причерноморья// Дизайн,  эргономика, сервис. Сборник ВНИИТЭ, вып. №2, М., 2009,- с.235-250 (0,7 печат. листов, в соавторстве с Кириенко И. П.).

16. Морфологические особенности региональной природной среды Причерноморья как основа креативного дизайна. Сборник тезисов «Национальные приоритеты развития России: образование, наука, инновации». IX Московский международный салон инноваций и инвестиций. Москва. 2009. - с.248-250. (0,6 печат. листов, в соавторстве с Кириенко И. П.).

17. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна: учебное пособие // ИПК ГОУ ОГУ, Оренбург, 2009,- 255 с. (20,8 печат. листов, в соавторстве с Чепуровой О.Б., Шлеюк С.Г., Мазуриной Т. А.).

18. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки,тенденции становления. Монография,-М.: ВНИИТЭ, Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009,- 368 с. (46 печат.листов, в соавторстве с Калиничевой М.М., Новиковым А.И.).

19. Ценностная шкала в науке о дизайне. // В сб. ВНИИТЭ «Дизайн, эргономика, сервис».  Выпуск №2. М. – 2009. – с.14-22.(0,6 печат. листов)

20. Метафора в дизайне. Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.:Архитектура-С. 2010 ,- 464 с. (37,7 печат. листов).

21. Художественная функция метафоры в языке дизайна. // Русское слово в культурно-историческом контексте. Сборник статей по материалам научно-практической конференции с международным участием. Кемерово-Далянь, 2010. – с. 479-487. (0,6 печат. листа).

22. Этнопсихологические и социальные аспекты развития дизайна в России. // Искусство и искусствознание: теория и опыт: искусство регионов. Выпуск 10. – Кемерово.-2010, - с.94-99.(0,4 печат. листа).

23. Семиотический подход к дизайну. // Материалы международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: технка, технологии и образование». Актюбинский государственный университет им. К.Жубанова. Актобе, - 2010. – с. 355-357. (0,4 печат. листа)          

24. Прагматический аспект семиотики дизайна. // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. № 1 [19] , март 2012, - с. 215-219. ( 0,4 печат. листа).

25. Проблемы эстетики средового проектирования: образность и типология. Полигнозис [44]  1-4, 2012. – с. 134-139. (В соавт. с Фрейверт Л.Б.  , 0,5 печат листа).

26. Архетипическое единство в фомообразовании народных художественных промыслов и дизайна (проблемы и перспективы). Сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций «Тепловские чтения в Туле», посвященные 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, «Интонация как проблема музыкального искусства», посвященныые дням Даргомыжского в Тульском колледже искусств 14 февраля 2012 года. Тула, - 2012, - с. 78-86. (0,5 печат. листа).

27. Стратегия российского брендинга. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 1/ 2013. – с. 28-38. ( в соавт. с Мазуриной Т. А. 0,6 печат. листа).

28. Когнитивная функция метафоры в дизайне. // Актуальные проблемы искусствознания. Материалы научной конференции (дизайн, декоративно-прикладное, монументально-декоративное и изобразительное искусство, архитектура). Москва.- 2013. – с.28-32. (0,6 печат. листа).

29. Zherdev Evgeniy. Value of Metafor in Industrial Design. Chief editor Burganova M.A. Texts. Bruxelles, 2013, p. 55-60 (0,5 печат. листа).

 

Конференции

1. Культурная преемственность как фактор становления отечественного дизайна. IV Научный форум дизайнеров. 9 апреля 2013г. Москва. Московский государственный университет дизайна и технологии.

2. Дизайн и традиции в моделировании современного жилища. IV    Научный форум дизайнеров. 9 апреля 2013г. Москва. Московский государственный университет дизайна и технологии.( в соавт. с Мктрчаном С.В.)

 

 

НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО

1.       Научный руководитель диссертации Чепуровой Ольги Борисовны: Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды. Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн. Защита состоялась 26 марта 2004г. на заседании Диссертационного совета Д 217.033.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 2004г. Выдан диплом. Приказ от 16 июля 2004г. Серия КТ № 128022.

2.       Научный руководитель диссертации Шлеюк Светланы Геннадьевны: Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода  XVIII- начала XXI веков. Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн. Защита состоялась 23 декабря 2005г. на заседании Диссертационного совета Д 217.033.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 2005г. Выдан диплом. Приказ от 21 апреля 2006г. Серия КТ № 179488.

3.       Научный руководитель диссертации Агабабян Каринэ Арамаисовны: Эволюция и инволюция художественного образа многомерного объекта в дизайне одежды. Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн. Защита состоялась 27 октября 2006г. на заседании Диссертационного совета Д 217.033.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 2006г. Выдан диплом. Приказ от 15 июня 2007г.  Серия ДКН № 038623.

4.       Научный руководитель диссертации Цинман Жанны Германовны: Дизайн-моделирование специальных мототранспортных средств (на примере моторикши). Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн. Защита состоялась 17 октября 2008г. на заседании Диссертационного совета Д 217.033.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 2008г.  Выдан диплом. Приказ от 20 февраля 2009 г. Серия ДКН № 077646.

5.       Научный руководитель диссертации Мазуриной Татьяны Анатольевны: Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика. Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн. Защита состоялась 26 декабря 2008г. на заседании Диссертационного совета Д 217.033.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 2008г. Выдан диплом. Приказ от 22 мая 2009г. Серия ДКН № 086064.

6.       Научный консультант диссертации Кириенко Ирины Петровны: Преемственная безбарьерная подготовка дизайнера в условиях региональной культуры (на примере г. Сочи). Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн. Защита состоялась 28 февраля 2012г. на заседании Диссертационного совета Д 212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 2012г. Выдан диплом. Приказ от 22 ноября 2012г. Серия ДКН № 171292.