Колонка педагогов

Сегодня в колонке / Александр Уваров
Прибалтийская школа дизайна

Прибалтийская школа графического дизайна стояла всегда особняком, сформировавшись единожды, она не была подвержена сильной трансформации, сохраняя свой определенный стиль на протяжении десятилетий. Однако, графика города - это не музейные экспонаты, это живое пространство, улицы, рекламные щиты, листовки, стены домов, и в этом отношении Рига уникальный город. Уникальный потому, что он не только приобрел свой собственный графический стиль, но и сохранил его целостность.

В отличии от Москвы, Рига поражает деликатностью графических решений, реклама не бросается в глаза, хотя как любой современный город Рига насыщенна магазинами, банками и кафе. Рекламные щиты исключительно деликатно вписаны в окружающее их пространство. В центре города на боковой стене одного из домов красуется крупная реклама одной из часовых фирм. Невероятно, но это не шаблонная распечатка, а сделанная специально графическая композиция, исключительно деликатная, как по цвету, так и по графическому решению.  Как не странно, город насыщен рекламой, которая абсолютно органична среде. Вероятно секрет этого феномена состоит в том, что реклама разрабатывалась непосредственно в Риге, а  не в Москве или Берлине, об этом говорит ее четкое встраивание в архитектуру города.

Вторым замечательным открытием для нас стало то, что реклама не стареет. Многие думают, что обновлять вывеску каждый год это в порядке вещей. Конечно, если сегодня в моде лампочки, а завтра пенопластовые рельефы, в Риге все не так. Удивительно, но многие магазины, парикмахерские и бары , которые работают в городе 20 и более лет и не думают менять вывески. Сегодня в городе встречается реклама, сохранившаяся еще с 70х – 80х годов. Чем можно объяснить такое постоянство? Может быть тем, что Рига город, где ценят традицию или там существует привычка пользоваться одними и теми же магазинами, парикмахерскими и кафе, где вывеска становится частью привычки, той чертой, по которой вы издали узнаете «старого знакомого».

Ручная графика, это то, что мы уж точно давно не помним, а Рижане, видимо, и не думают забывать о традиционной графике. Если на глазок, то примерно 70-80 процентов всей графической рекламы города выполнена традиционным способом, при помощи кисти и трафарета или же нарисована, а затем тиражирована при помощи печати. Можно сколько угодно говорить о комфортности восприятия «ручной» подачи, но по-настоящему ее можно оценить лишь увидев. Кстати, за последние несколько лишь в Риге мы увидели киноафиши, выполненные вручную.

 Свой уникальный графический стиль имеет любой город. У Москвы тоже есть свой дух, выраженный в графических символах, но, к сожалению, увидеть его все сложнее. Дух места, это не только архитектурная или природная среда, это и детали, которые мы редко замечаем, но именно они формируют целостный образ города. Индивидуальность в формировании графического оформления городов есть та необходимость которую мы все чаще осознаем. Невозможно найти одну форму рекламы для любого места, реклама Кока-колы  или Адидаса не может быть универсальна, она должна быть встроена в городскую систему символов, адаптирована под конкретное место.


Статья:
Александр Уваров
Колонка / Александра Уварова
Матрица экологически целесообразных решений в дизайне
посмотреть
День космонавтики на кафедре
посмотреть